Воскресенье, 26.05.2019, 14:55
МБДОУ детский сад №3

 Наши проекты

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 14
Block title
Block content
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

     

     «Педагогическое проектирование- как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС.

    Вариативность использования проектного метода».

    В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

    Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребѐнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.

    Творческие проекты представляют собой нетрадиционный подход к реализации программного материала. В рамках творческих проектов интегрируются различные виды детской деятельности. Интеграция образовательных областей существенно оптимизирует образовательный процесс, обеспечивая формирование у детей обобщенных представлений и способов действий, составляющих основу для проявления ими самостоятельности в познавательной и продуктивной деятельности.
    Кроме того, в процессе реализации проекта используются разнообразные работы с детьми. Наряду с традиционными организация каждого проекта включает альтернативные формы работы, основанные на свободной совместной деятельности педагогов и детей: ситуации обучающего и творческого взаимодействия, игровые обучающие ситуации, проблемные ситуации и, т.д.
    Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

    *Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

    *Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности);

    *Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

    Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

    Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

    занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

    комплексные блочно-тематические занятия;

    интеграция:

    частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);

    полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием);

    метод проектов:

    форма организации образовательного пространства;

    метод развития творческого познавательного мышления.

    Общая схема организации проектной деятельности:
    1. Определение проблемы, актуальной интересной для всех предлагаемых участников проекта, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и уровню подготовки специалистов. По-настоящему «жизненные» проекты обычно возникают спонтанно, являются органичной частью общего контекста жизни детей и взрослых. Но существуют области знаний и деятельности, которые интересны большинству детей. Примерами таких беспроигрышных затей могут служить проекты «Интересное рядом» (о необычайных свойствах привычных вещей), «Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельности знакомых детям животных и свойствах растений), «Мультфильм своими руками» и т.п. Необходимо отметить, что, помимо содержания работы, определяющим фактором интереса детей и развивающего эффекта проектной деятельности является степень участия ребят в проекте. Поэтому, будучи лишь исполнителями даже самого интересного проекта, дети быстро утрачивают к нему интерес, теряется формирующий потенциал проекта.
    2. Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной, личностно-ориентированной (личностно-развивающей) ситуации. По внешней форме это задача, учебная проблема или коллизия, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Отличительная особенность такой ситуации состоит в том, что в ее рамках ребенку предоставляя возможность совершить «личное действие» (В.В. Сериков)- увидеть себя в отношении к другим людям, сделать вывод из собственного опыта, преодолеть и уровнем представлений детей о нем, определенными задачами и возможностями их решения. Поэтому на начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения поставленной цели. В ответ на возникающий у ребят информационный запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков. Таким образом обеспечивается мотивационная основа образовательного процесса, расширяется спектр осваиваемых дошкольниками компетенций, формируются образовательные потребности. незнание, непонимание. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Возможно отметить, что речь идет о цели, поставленной детьми перед собой, а не навязываемой им извне. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желания, проблемы.
    3. Поиск форм реализации проекта. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы, не при помощи взрослых вполне способны наметить определение ориентиры и составить план действий.
    4. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной сферы. По мысли одного из родоначальников проектного метода Дж. Дьюи, важнейшим в данном способе построения учебной деятельности является создание в организованном образовании, условий, близких к естественным. Прежде всего это касается свойств образовательной среды, которая в таких условиях становится существенно более насыщенной и разнообразной, чем это принято в условиях традиционных методов, приобретает «способность пробуждать к активной поисковой, творческой деятельности» участников проекта. Такую среду принято называть активизирующей.
    Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

    1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

    2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

    3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

    4. Составление плана-схемы проекта.

    5. Сбор, накопление материала.

    6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

    7. Домашние задания для сам. выполнения.

    8. Презентация проекта, открытое занятие.

    В настоящее время проекты классифицируются:

    *по составу участников;

    *по целевой установке;

    *по тематике;

    *по срокам реализации.

    В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

    1. исследовательское- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

    2. ролево- игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

    3. информационно- практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют еѐ, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

    4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

    Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево- игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

    Значимы и другие виды проектов, в том числе:

    *комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

    *межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

    *творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

    *групповые: «Познай себя», «Подводный мир»;

    *индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

    *исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

    По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные .

    Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребѐнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Задачи развития:

    1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    2. развитие познавательных способностей;

    3. развитие творческого воображения;

    4. развитие творческого мышления;

    5. развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

    В младшем дошкольном возрасте – это:

    -вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

    -активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

    -формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

    В старшем дошкольном возрасте – это:

    -формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    -развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    -формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    -развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием дошкольника, стимулируемый действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным активностью самого ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок - взрослый», т.е. на их соучастии в деятельности на партнерских правах.
    В соответствии с принципами отечественной педагогики детское
    проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие
    условия:
    1) деятельность детей без принуждения;
    2) предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
    3) совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
    4) тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
    Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
    Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
    Кроме того, развиваются общие способности детей познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте дошкольник приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
    В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
    Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
    Л.Морозова подчеркивает, что ей импонирует то, что она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен. Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.
    Метод проектов полезен и эффективен в работе дошкольного образовательного учреждения. В современной методике обучения детей метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграции на основе единого проекта).
    Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе.
    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

    Литература:

    1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
    2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с.
    3. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.№3, 2003, с 20-24
    4. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124-131
    5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.
    6. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11
    7. Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я №2 2010 с 144-150

    8. Интернет-ресурс