РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РЕБЕНОК И КОМПЬЮТЕР"
Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой- ни будь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной лёгкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Давайте вместе разберёмся: компьютер- добро или зло; чем является компьютер для ребёнка? Вы абсолютно правы- игрушкой, необычной и привлекательной.
В чём же особенность компьютера? Чем он отличается от любой другой игрушки?
-Компьютер является интерактивным средством.
-Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
-Компьютер- дополнительное педагогическое средство развития ребёнка.
-Компьютер-многовариативный дидактический материал.
Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребёнка дошкольного возраста или, напротив сдерживает его. Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста.
Учёные выяснили о положительном влиянии компьютера на ребёнка. Компьютер выполняет функцию создания неопределённости, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребёнку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребёнка.
Специфика компьютерных игр, по мнению Е.В.Зворыгиной, заключается в следующем: в отличии от других видов игр, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в отличие от других видов деятельности, они дают возможность восстановить динамику своего творчества.
Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребёнку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.
Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счёт новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребёнка в учебный процесс. Компьютер даёт ребёнку возможность испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.
Компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:
1. Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить врагов, кем бы они не были.
2. Игры- приключения, в которых герой как бы приходит по страницам повестей и романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма.
3. Игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.
4. Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.
5. Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений, и т.д.
6. Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т.д.
7. Графические игры, связанные с рисованием, конструированием.
А как трудно правильно выбрать компьютерную игру для ребёнка! Их так много! И каждый производитель говорит, что его игра лучшая. А ведь специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста. Вот они:
1. В игре не должно быть тестовой информации о ходе и правилах игры. Функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребёнку последовательность и правильность действий.
2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше, чем традиционный шрифт компьютера.
3. Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщёнными, без мелких и отвлекающих деталей.
4. Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребёнком.
5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
6. Нежелательно применение системы оценок в баллах.
7. Лучше, если программа имеет логическое завершение,- построен дом, нарисован рисунок.
Но важно не только правильно выбрать игру. Необходимо ещё и верно организовать игровую деятельность ребёнка с компьютером. Сколько времени тратит ваш ребёнок на компьютерные игры? Вы считаете, что данное количество времени является достаточным? А может его слишком много? Или, наоборот, мало? Когда ребёнок чаще играет в компьютерные игры? Как организовать его компьютерное место?
И вот учёные рекомендуют соблюдать следующие правила при организации игровой деятельности детей с компьютером.
1. Ребёнок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
3. В течение недели ребёнок может работать с компьютером не более трёх раз.
4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
5. Мебель, ( стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребёнка.
6. Расстояние от глаз ребёнка до монитора не должно превышать 60 сантиметров.
7. В процессе игры ребёнка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребёнком.
8. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
9. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.
При рациональном применении компьютер может стать полезным средством развития ребёнка.