Использование проблемных ситуаций при формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может не сводиться только к обучению счету, измерению и вычислениям. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Такой является проблемная ситуация – ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики.

Понятие «проблемное обучение» получило распространение в 20-30-е годы как в советских, так и в зарубежных школах. Проблемное обучение опирается на теоретические положения американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи, основавшего в 1895 г. Экспериментальную школу в Чикаго. И.Я. Лернер видит сущность проблемного обучения в том, что «учащиеся под руководством педагога принимают участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно – воспитательным целям современной школы». В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание учеником необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».

Целью проблемного обучения является усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной деятельности ребенка, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков).

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Одним из компонентов проблемного обучения являются проблемные ситуации. Рассмотрим несколько определений данного понятия.

Проблемная ситуация – один из основных элементов проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.

Проблемная ситуация – средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

В работе с дошкольниками часто используются содержательно однотипные упражнения, которые дети выполняют механически. В тех случаях, когда они сталкиваются с более сложными заданиями или заданиями нового для детей вида, дошкольники нередко действуют хаотически, пытаясь отгадать нужный результат или способ, не могут осознать причины своих затруднений. Это свидетельствует об отсутствии у детей опыта преодоления затруднений и проблемных ситуаций.

Поэтому создание проблемных ситуаций в процессе элементарных математических формирований является одной из важных задач, стоящих перед воспитателем. Хотя данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в методической литературе, но в практике обучения дошкольников отдельным предметам, в частности математике, имеется нехватка соответствующих заданий для детей и методических рекомендаций для воспитателей, в которых были бы описаны способы работы с детьми по разрешению проблемных ситуаций.

Процесс постановки и решения проблемной ситуации включает в себя следующие этапы:

-постановка, формирование проблемы;

-выдвижение предположений;

-выбор, проверка, обоснование гипотез;

-подведение итогов, вывод.

Следует отметить, что на других видах продуктивной деятельности, в различных режимных моментах и повседневной жизни дети сталкиваются с многочисленными проблемными ситуациями, которые побуждают их к математическому мышлению. Хватит ли столовых приборов на обед для всех детей, как разделить строительный материал между детьми, чтобы не ссориться.

Указанная проблема является примером сравнения одного множества с другим и оценки количества единиц множества.

Таким образом, использование проблемных ситуаций способствует повышению уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила Семенова А.Ю.

Категория: Мои статьи | Добавил: Викторовна (13.02.2020)
Просмотров: 798 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar